??????????? ?? Candelis????????? ???????? ClaudeDourel????? ????????????????????????? ??????? ???????????? ??????
Реквием.Ru
 
Memento Mori - Помни о смерти
  Реквием.ru / Ритуальные услуги /

Психологические аспекты взаимоотношений с клиентами в сфере похоронных услуг
(краткое изложение лекции на Семинаре "Проблемы развития сферы ритуальных услуг в России", проходившего в Санкт-Петербурге
23-26 июня 2003 г.)



Андрей ЛИХТАРНИКОВ, психолог


Фазы переживания горя

Первая фаза горя называется фазой оцепенения. В более тяжёлых случаях оцепенение переходит в состояние шока. Оцепенение – это очень сильная защитная реакция. Человек в состоянии оцепенения ведёт себя практически как обычно. Но физиологически и с точки зрения состояний психики состояние человека, который только что начал осознавать потерю, совершенно необычно. Он – в оцепенении: время остановилось для него, "как я жить буду теперь...", отношения с другими психологически прекращаются, появляются печаль, грусть, тоска, тело становится "деревянным", движения "механическими".

Длительность этой фазы может быть различна (от секунд до недель). Средняя продолжительность этой фазы 9 дней. Различия имеются также в степени оцепенения. Например, по-разному приглушается, как бы цепенеет выражение эмоций. Люди могут говорить: "Надо же, эта бесчувственная как себя ведет! У неё муж погиб, а она – ноль эмоций!!". На самом деле её поведение в этот момент совершенно не связано с реальными отношением к погибшему близкому. И чувствует она именно горе, и эмоция у неё – горе, потому как горе и есть одна из базовых эмоций. Продолжительность этого периода в среднем составляет 9 дней. Поэтому, когда традиции устанавливают девятидневный срок для поминок – это закономерность. Традиция предлагает через 9 дней пробуждаться от оцепенения. Процесс пробуждения нельзя специально ускорять.

Следующая фаза – вторая – фаза эмоционального реагирования (иногда говорят: фаза страданий и дезорганизации). Что меняется на этом этапе? Если при оцепенении всё как бы остановлено, отложено, то на второй фазе хорошо и нормально, если проявляются большие, бурные чувства. Эта фаза продолжается примерно 30 дней (до 40-го дня). Установленные традициями сроки ритуалов совпадают с результатами исследований эмоциональных состояний людей. Наиболее существенный процесс в этот период – плач. Плач – это реакция, которая захватывает всё тело: звук, дрожь, может изменение температуры и т.д. Слёзы – это нормально, но самое важное в плаче не слёзы, а рыдания и причитания. Именно они восстанавливают нормальное состояние психики. И еще: плакать нужно кому-то.

Кроме того, в этой фазе важно, чтобы человек выражал и такие чувства, как гнев, вина, обида. Они появляются естественно и не должны быть прерваны или подавлены кем-либо. И традиционные народные средства предусматривают работу с чувством вины. Как правило, это средства религиозные, будь то язычество или христианская религия, или ещё какая-то. Как правило, человека освобождают от ответственности (реальной или мнимой), поскольку существуют Высшие Силы, которые эту ответственность и несут. При наличии чувства вины помощь горюющему необходима в любом случае. Хорошо, если её оказывает человек, имеющий соответствующий опыт.

Последняя фаза горя – фаза восстановления (фаза остаточных толчков и реорганизаций). На короткие промежутки времени первая и вторая фазы как бы воспроизводятся, обычно в укороченном и облегченном виде. Это называется остаточный толчок. Спустя год после потери в нормальном варианте эти толчки уже не появляются, и человек может нормально прогнозировать будущее. Внешне может казаться, что человек пережил своё горе гораздо легче и быстрее, чем это описано здесь. Но в течение года он испытывает трудности, и это тоже часть горя – "тайная", потому что основная часть этого периода для самого человека проходит как бы в прошлом. И прогноз будущего у него в чём-то негативный. Горе пережито, если появляется позитивное будущее. Восстановление занимает порядка 9-11 месяцев, так что в сумме весь процесс составляет примерно год.

Напомним, стандартный срок ношения траура в традициях составляет 1 год. В конце этого периода тоже выделяют некоторую фазу, которая может продолжаться или очень долго, или очень недолго. Это завершение, когда человек полностью ассимилирует то, что произошло и находит место умершему в своей нынешней жизни, находит те способы, которыми он вспоминает умершего и т. д.

Помощь в первый период – ненавязчивая поддержка и контроль физической безопасности (собственное внимание клиента направлено внутрь и не обеспечивает его безопасность). Ни в каких случаях нельзя без назначения врача использовать какие-либо психоактивные вещества (алкоголь, транквилизаторы и другие наркотики). В случаях внезапно возникших тяжёлых состояний следует обращаться к врачу, лучше такому, который имеет опыт и профессиональную подготовку в данной области.

Как влияют психоактивные вещества на состояния клиента? Как правило, они фиксируют состояние надолго, иногда на годы, лишая человека облегчения и разрядки. Традиций употребления алкоголя близкими умершего на похоронах и поминках никогда не было! Традиционно поили только "далёких" односельчан. И сегодня не следует поддерживать нездоровые ритуалы.

Очень эффективными были традиционные способы помощи горю, которым обучали всех людей ещё 100 лет назад: причитания, вытьё, голошение. Процитируем по книге "Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия" (собрано М. Забылиным, репринтное воспроизведение издания 1880 года: М.: КНИГА ПРИНТШОП, 1990).

"... Причитание по усопшим. Так вообще называется плач по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слёз, часто без звука, или сопровождаемый всхлипываниями или по временам стонами. Нет, это печальная песнь потери, лишения, поёт которую сам потерявший и понесший лишение. Авторы таких причитаний преимущественно женщины деревенские. Женщины или девушки, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике или родственнице и не будучи в состоянии затаить в себе душевной тревоги, упадает на гроб или на могилу, где сокрыты дорогие её сердцу останки и, то ударяя себя в грудь, то обнимая гроб, то ударяясь об могилу, плачет, выражая нараспев в форме старинных народных песен слово, сказанное от души, от сердца и часто глубоко прочувствованное, иногда даже носящее на себе отпечаток народной легендарности..."

К этому следует добавить только два замечания. Первое: мужчины разряжали своё горе точно теми же способами, что и женщины. Второе. До второй половины 19 века в России существовала профессия плакальщиц, которые выполняли ровно то же самое в профессиональной форме (их способы психологической помощи мы используем и сейчас – в профессиональной практике).

  1. Персонал, работающий с горюющими людьми, должен быть подготовлен к тому, чтобы оказывать помощь, а не усугублять горе. Некомпетентные действия прерывают горе и тем самым его "консервируют" на многие месяцы или годы.
  2. Традиционные ритуалы вполне могут быть восстановлены в правах и применены практически.
  3. Психологическая помощь, как профессиональная, так и традиционно-ритуальная, являются важнейшим средством здравоохранения в исходном смысле этого слова.



Версия для печати


Новости
Ритуальные услуги
Кладбища
Некрополь
Обряды и обычаи
История
Молитвы
Цитаты
Жизнь и Смерть
Публицистика
Фотогалерея
Правовые вопросы
Документы
Некролог
Эпитафии
Помощь
Форум
Ссылки

Журнал "Реквием"



Начало | Поиск | О сайте

Реклама





 
© 2000 Реквием.Ru. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация о сайте. По всем вопросам пишите - info@requiem.ru
Создание и поддержка сайта - АИР